– Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 года №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся; – Основная образовательная программа основного общего образования, утверждена приказом МОУ «Райваттальская СОШ» №147-О от 29.07.2022г; – Методические рекомендации ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» «О разработке учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2022-2023 учебный год» ; – Письмо Министерства просвещения России №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 « О направлении методических рекомендаций». Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО; – Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", требованиями к организации образовательного процесса санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В МОУ «Райваттальская СОШ» осуществляется образовательная деятельность в соответствии с образовательными программами образования. Основными задачами этого этапа являются: - раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; - формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; - выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в основной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов МОУ «Райваттальская СОШ» предполагает, что в ее реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учителя, классный руководитель, учительлогопед, библиотекарь, педагог- организатор). Координирующая роль здесь отводится классному руководителю, который взаимодействуют с педагогическими работниками и обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 5 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно – полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами МОУ «Райваттальская СОШ» и педагогами учреждений дополнительного образования в рамках договоров о сетевом взаимодействии. Место проведения всех занятий – МОУ «Райваттальская СОШ». Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО включает три первых направления. 1.Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном») реализуются через классные часы «Разговоры о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через кружок «Орешек знаний». Цель программы: создание условий для развития математической грамотности. 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся реализуются через классные часы «Я в мире профессий» Занятия профориетационной направленности проходят 1 раз в месяц по плану. Цель курса «Я в мире профессий»: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий Вариативная часть для обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО включает остальные направления. 4.Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов реализуются через деятельность – секцию «Спортивные игры». Цель - формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство - театральную студию «Калейдоскоп» . Цель - создание условий для формирования социальной успешности, нравственных качеств личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства. 5. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Данное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности. Направление реализуется в МОУ «Райваттальская СОШ» через вовлечение учащихся в следующие тематические мероприятия и акции: - акция «Чистый двор»; - акции по Безопасности дорожного движения; - акция «Георгиевская лента»; - акция «Бессмертный полк»; - акция «Всероссийский урок безопасности в сети Интернет»; - профориентационный урок «Живи, учись, работай в Карелии». – акции и мероприятия по пропагнде безопсности дорожного движения в объединении ЮИД «Зеленый свет» ; – реализация проектов Российского движения школьников Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учётом занятости обучающихся во второй половине дня. Родители и учащиеся по результатам анкетирования выбирают из числа предложенных программ несколько, общая нагрузка не должна превышать 10 часов. Домашнее задание не предусмотрено. При планировании организации внеурочной деятельности учитываются следующие принципы: свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающегося; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. МОУ «Райваттальская СОШ» при организации внеурочной деятельности учитывает следующие факторы: запросы участников образовательных отношений – обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и их представителей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность; уровень квалификации педагогических работников; качество рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами ООП СОО МОУ «Райваттальская СОШ»; значение программ курсов внеурочной деятельности для конкурентоспособности организации, осуществляющей образовательную деятельность на рынке образовательных услуг. Для реализации отдельных программ курсов внеурочной деятельности школа может привлекать к сотрудничеству на основе договорных отношений любую необходимую организацию дополнительного образования. Внеурочная деятельность обучающихся 5 класса осуществляется в соответствии с рабочей Программой воспитания МОУ «Райваттальская СОШ» В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами занятия в рамках внеурочной деятельности начинаются не ранее чем через 40 мин после окончания уроков. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельное от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Продолжительность учебного года – 34 недели. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета работы педагога в объединении. Содержание занятий в журнале должно соответствовать содержанию рабочей программы внеурочной деятельности. Формы и сроки промежуточной аттестации. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся. Освоение программ внеурочной деятельности на уровне основного общего образования сопровождается аттестацией учащихся в следующих формах Программа Форма промежуточной Сроки проведения внеурочной деятельности аттестации аттестации классный час «Разговоры о диагностика 2 неделя мая важном» кружок «Орешек знаний» математическая олимпиада 2 неделя мая классный час «Я в мире профессий» секция «Спортивные игры» театральная студия «Калейдоскоп» ЮИД «Зеленый свет» диагностика 3 неделя мая соревнования по настольному теннису и баскетболу отчетный концерт Со 2 мая по 25 мая Школьная игра «Безопасное колесо» 1 неделя мая 3 неделя мая Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности 6-9 классов МОУ «Райваттальская СОШ» на 2022– 2023учебный год Направление внеурочной деятельности Название кружка Духовно-нравственное классный час «Разговоры о важном» Общеинтеллектуальное кружок «Юный VI 1/34 1/34 ИТОГО IX 1/34 кружок «Эрудит» 1/34 кружок «Экспериментариум по физике» кружок «В химии все интересно» кружок «Основы права» 1/34 Театральная студия «Калейдоскоп» Секция «Спортивные игры» 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 Кружок «Вокруг древних цивилизаций» Спортивнооздоровительное VIII Количество часов в неделю/за год животновод» Общекультурное VII 2/68 2/68 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 5/170 6/204 8/272 7/238 Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют следующие нормативные документы: – Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года за № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ); – Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 года №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся; – Основная образовательная программа основного общего образования, утверждена приказом МОУ «Райваттальская СОШ» №167-О от 01.09.2021 г; – Методические рекомендации ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» «О разработке учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2022-2023 учебный год» ; – Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности . Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 №09-1672; – Письмо Министерства просвещения России №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 « О направлении методических рекомендаций». Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО; – Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", требованиями к организации образовательного процесса санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС OОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность на уровне основного общего образования позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов МОУ «Райваттальская СОШ» предполагает, что в ее реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учителя, классный руководитель, учительлогопед, библиотекарь, педагог-организатор). Координирующая роль здесь отводится классному руководителю, который взаимодействуют с педагогическими работниками и обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: -духовно – нравственное, - общеинтеллектуальное, - общекультурное, - спортивно – оздоровительное, - социальное. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учётом занятости обучающихся во второй половине дня. Родители и учащиеся по результатам анкетирования выбирают из числа предложенных программ несколько, общая нагрузка не должна превышать 10 часов. Домашнее задание не предусмотрено. При планировании организации внеурочной деятельности учитываются следующие принципы: – – – – – свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающегося; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. МОУ «Райваттальская СОШ» при организации внеурочной деятельности учитывает следующие факторы: – запросы участников образовательных отношений –обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и их представителей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность; – уровень квалификации педагогических работников; – качество рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами ООП ООО МОУ «Райваттальская СОШ»; – значение программ курсов внеурочной деятельности для конкурентоспособности организации, осуществляющей образовательную деятельность на рынке образовательных услуг. Для реализации отдельных программ курсов внеурочной деятельности школа может привлекать к сотрудничеству на основе договорных отношений любую необходимую организацию дополнительного образования Внеурочная деятельность обучающихся 6-9 классов осуществляется в соответствии с рабочей Программой воспитания МОУ «Райваттальская СОШ». Занятия проводятся в форме экскурсий, КВНов, круглых столов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.п. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами занятия в рамках внеурочной деятельности начинаются не ранее чем через 40 мин после окончания уроков. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельное от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Продолжительность учебного года – 34 недели. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета работы педагога в объединении. Содержание занятий в журнале должно соответствовать содержанию рабочей программы внеурочной деятельности. Формы и сроки промежуточной аттестации. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованиия школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся. Духовно –нравственное направление реализуется через классные часы «Разговор о важном». Главной целью классных часов «Разговор о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. Воспитание –это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель –развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через секцию «Спортивные игры», Цель секции: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Задачи: -расширение представления детей о физической подготовке космонавтов, -формирование навыков здорового образа жизни; -развитие физических качеств личности – быстроты, ловкости, выносливости, подвижности. Общекультурное направление реализуется через - кружок «Вокруг древних цивилизаций». Цель - приобщение к богатству всемирного культурного наследия и - театральную студию «Калейдоскоп». Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки «Юный животновод», «»Эрудит», «Экспериментариум по физике», «Основы права», «В химии все интересно». Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности. Социальное направление реализуется в МОУ «Райваттальская СОШ» через вовлечение учащихся в следующие тематические мероприятия и акции: - акция «Чистый двор»; - акции по Безопасности дорожного движения; - акция «Георгиевская лента»; - акция «Бессмертный полк»; - акция «Всероссийский урок безопасности в сети Интернет»; - профориентационный урок «Живи, учись, работай в Карелии»; - участие в проектах Российского движения школьников Программа Форма промежуточной внеурочной деятельности аттестации классный час «Разговоры о диагностика важном» кружок «Юный защита проекта Сроки проведения аттестации 2 неделя мая 2 неделя мая животновод» кружок «Эрудит» кружок «Экспериментариум по физике» кружок «В химии все интересно» кружок «Основы права» секция «Спортивные игры» театральная студия «Калейдоскоп» кружок «Вокруг древних цивилизаций» математическая игра защита проекта 3 неделя мая 2 неделя мая игра «Химический калейдоскоп» правовой турнир соревнования по настольному теннису и баскетболу отчетный концерт 3 неделя мая Защита проекта 1 неделя мая 1 неделя мая со 2 мая по 25 мая 3 неделя мая