Пояснительная записка
к учебному плану основной образовательной программы основного общего образования
на 2022-2023 уч.г.
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
– Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года за № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ);
– ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
– Основной общеобразовательной программой основного общего образования, утверждена
приказом МОУ «Райваттальская СОШ» №147-О от 29.07.2022г
– Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
– Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
– Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»;
– Распоряжением Правительства Республики Карелия от 4 апреля 2017 года № 182р-П «Об
утверждении Концепции развития этнокультурного образования в Республике Карелия
(языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017-2025 годы»;
– Письмом Минобрнауки России от 25 мая 2015 года за № 08-761 «Об изучении
предметных областей: курса «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры России»;
– Письмом Минобрнауки России от 18 августа 2017 года № 09-1672 «О направлении
методических рекомендаций»;
– Методическими рекомендациями ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития
образования» «О разработке учебных планов общеобразовательных учреждений
Республики Карелия, реализующих программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования, на 2022-2023 учебный год» ;
– Письмом Министерства образования Республики Карелия «О преподавании учебных
предметов регионального содержания в общеобразовательных организациях Республики
Карелия в 2022/2023 учебном году»;
– Распоряжением Правительства Республики Карелия от 04.04.2017 года № 182-П
«Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и
культура карелов. вепсов и финнов) на 2017-2025 годы.
– Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
– Требованиями к организации образовательного процесса санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Учебный план разработан с учетом обеспечения преемственности в содержании
начального, основного и среднего общего образования. Организация образования строится на
основе реализации прав обучающихся на получение качественного образования.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса и предусматривает: 5-летний нормативный срок освоения
образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов по пятидневной
рабочей неделе.
Продолжительность учебного года составляет для 5-9 классов – 34 недели (включая
экзаменационный период для 9 класса). Продолжительность уроков 40 минут.
Продолжительность перемен – 10-20 минут.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах: в 5 классе - до 2 ч., в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9 классе - до 3,5 ч. (СП
2.4.3648-20).
Продолжительность каникул в течение учебного года:
- для 5-9 кл.- 30 календарных дней.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение всей учебной
недели, при этом максимум допустимой нагрузки в течение дня следующий:
- для 5-6 кл. – не более 6 уроков;
- для 7-9 кл.- не более 7 уроков.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Учебный предмет: «Иностранный язык» - «Иностранный язык (английский)».
В образовательной области «Математика и информатика» пять самостоятельных
предметов:
- «Математика» – в 5, 6 классах по 5 часов в неделю, всего 340 часов за уровень;
-«Алгебра» – в 7-9 классах по 3 часа в неделю, всего 306 часов за уровень;
-«Геометрия» – в 7-9 классах по 2 часа в неделю, всего 204 часа за уровень;
-«Вероятность и статистика» – в 7-9 классах по 1 часу в неделю, всего 102 часа за
уровень;
-«Информатика» – в 7-9 классах по 1 часу в неделю, всего 102 часа за уровень.
В образовательной области «Общественно-научные предметы» есть два
самостоятельных учебных предмета: «История» и «Введение в Новейшую историю России».
В 5-9 классах часы части, формируемой участниками образовательных отношений
распределены следующим образом, в соответствии с результатами диагностики по выявлению
запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), проводимой
администрацией ОУ:
– «Физическая культура»: в 5, 7, 8 классе – по 1 час в неделю (по 34 часа в год), всего за
уровень 102 часа;
– «Введение в Новейшую историю России»: в 9 классе –0,5 часа в неделю (17 часов в год);
– С целью реализации региональной составляющей образования в Республике Карелия:
в 5-8 классах предмет «Моя Карелия» - по 1 часу в неделю (по 34 часа в год в 5-8 классах), в 9
классе по 0,5 часа в неделю (17 часов за год). Изучение предмета «Моя Карелия» дает
возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся, для формирования у
них универсальных учебных действий, исследовательских и проектных умений, навыков
гражданской активности. Региональная составляющая образовательного процесса направлена
на решение важнейших задач поликультурного образования и формирования культуры
межэтнических и межконфессиональных отношений.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. Предметная область ОДНКНР реализуется
через одноименный курс в 5, 6 классах по 1 часу в неделю (по 34 часа в год), всего 68 часов за
уровень.
Формы и сроки промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации в 5-9 классах: контрольная работа, диктант,
изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или изложение с творческим
заданием, тест, защита реферата, зачет, собеседование, ответы по билетам, проверка с
использованием электронных систем тестирования, изготовления макетов, действующих
моделей и другое. В 5-9 классах используются следующие отметки: «5»(отлично), «4»(хорошо),
«3»(удовлетворительно), «2»(неудовлетворительно).
В 2022-2023 учебном году промежуточная аттестация в 5-9 классах проводится со 2 мая
2023 года по 25 мая 2023 года по следующим учебным предметам:
Учебные предметы/ классы
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
ОБЖ
Физическая культура
Моя Карелия
V
ККР
ККР
КР
УТОР
-
ОБ
-
УТОР
-
УТОР
КР
УТОР
УТОР
-
УТОР
УТОР
КР- контрольная работа.
ККР – комплексная контрольная работа
ОБ - ответы по билетам.
УТОР - учет текущих образовательных результатов (выставления отметки по результатам
четвертных отметок).
Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени,
отведенного на 2 стандартных урока в 5-9 классах.
9 класс участвует в государственной итоговой аттестации в соответствии со сроками и
порядком, установленными Министерством просвещения Российской Федерации на 2022-2023
учебный год.
Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами специалистов
соответствующей квалификации.