Пояснительная записка к учебному плану основной образовательной программы начального общего образования на 2022-2023 уч.г. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют следующие нормативные документы: – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; (в редакции от 31 декабря 2015 года № 1576); – Основная общеобразовательная программа начального общего образования, утверждена приказом МОУ «Райваттальская СОШ» №167-О от 01.09.2021г; – Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); – Распоряжение Правительства Республики Карелия от 4 апреля 2017 года № 182р-П «Об утверждении Концепции развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017-2025 годы»; – Письмо Департамента государственной политики в сфере Образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", требованиями к организации образовательного процесса санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". – Методические рекомендации по составлению учебного плана основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализуемых в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия, на 2022/2023 учебный год; – Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; – Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254». Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20, и предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для I – IV классов Учебный план реализуется в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность учебного года: в 1-м классе - 33 учебные недели; во 2-4 классах – 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года: - для 1-го класса – 37 календарных дней, так как вводятся дополнительные каникулы в феврале в течение 1 недели; - для 2-4 кл.- 30 календарных дней. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение всей учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня следующий: для обучающихся 1 классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков. Продолжительность уроков в 1 классе: - С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с СП 2.4.3648-20. Таким образом, число уроков в день в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 40 минут каждый. В сентябре – октябре – месяце четвертый урок (один раз в неделю четвертый и пятый урок) проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки – театрализации, уроки – игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения детей и по возможности проводиться на свежем воздухе. Уроки в нетрадиционной форме (сентябрь-октябрь) распределяются в рамках учебного плана следующим образом(48 часов): 24 урока физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые чередуются с разными предметами, используя гибко расписание уроков. Последними уроками в течение сентября – октября проводятся: 4 – 5 экскурсий по окружающему миру, 3 – 4 - по изобразительному искусству, 4 – 6 – по технологии, 4 – 5 уроков- театрализаций по музыке и 6 – 7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения – период обучения грамоте). Продолжительность уроков во 2-4 классах 40 минут. Продолжительность перемен – 10-20 минут. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 – 3 -м - до 1,5 ч., в 4-5 классах - до 2 ч. (СП 2.4.3648-20). В первом классе обучение ведется без домашних заданий. Содержание образования на ступени начального общего образования в1-4 классах реализуется средствами образовательной системы «Школа России» и соответствующим учебно-методическими комплектом. Национально-региональный компонент реализуется в контексте предметов: «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение». Учебный предмет: «Иностранный язык» - «Иностранный язык (английский)». В 4 классе по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучается модуль: «Основы православной культуры» в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю, 34 часа в год), направленного на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Учебный предмет реализуется за счет сокращения часов предметной области «Русский язык и литературное чтение» (учебный предмет «Литературное чтение»). Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - учебным планом ОУ предусмотрено следующее распределение часов в соответствии с результатами диагностики по выявлению запросов родителей (законных представителей), проводимой администрацией ОУ: «Русский язык» по 1 часу в 1-4 классах. Формы и сроки промежуточной аттестации Формы промежуточной аттестации в 1-4 классах: контрольная работа, тест, диктант, проверка техники чтения, ответы на билеты. При осуществлении контроля результатов обучения учащихся 1 класса исключается балльное (отметочное) оценивание. Во 2-4 классах используются следующие отметки: «5»(отлично), «4»(хорошо), «3»(удовлетворительно), «2»(неудовлетворительно). В 2022-2023 учебном году промежуточная аттестация проводится со 2 мая 2023 года по 25 мая 2023 года по следующим учебным предметам: Учебные предметы/ классы I II III IV - КД КД КД - УТОР УТОР ИДР Иностранный язык (английский) - УТОР УТОР УТОР Математика - КР КР КР Окружающий мир - ОБ ОБ ИДР - УТОР УТОР УТОР - УТОР УТОР УТОР - УТОР УТОР УТОР - УТОР УТОР УТОР Русский язык Литературное чтение Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура УТОР - учет текущих образовательных результатов (выставления отметки по результатам четвертных отметок). ОБ - ответы на билеты. КР – контрольная работа. КД – контрольный диктант. ИДР - интегрированная диагностическая работа. В 1 классе промежуточная аттестация представляет собой заключение учителя (классного руководителя) об усвоении обучающимися соответствующей части ООП НОО качественно, по результатам выполнения работ (высокий, средний, низкий уровни), без фиксации результатов в виде отметок. По учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» текущий контроль успеваемости проводится безотметочно. При формировании учебного плана учтены все имеющиеся ресурсы ОУ (кадровые, финансовые, методические, материально-технические).