1. Пояснительная записка Нормативно- правовые документы, на основании которых разработана рабочая 1.1. программа. Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: – Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 утверждении основного федерального государственного образовательного стандарта «Об общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101); – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675); – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223); – Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СанПиН 2.4.3648-20); – Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Райваттальская СОШ» 1.2. Цели и задачи курса внеурочной деятельности Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: - пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся; - популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха; - формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми; - обучение технике и тактике спортивных игр; - развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно- силовых, координационных, выносливости, гибкости); - формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; - воспитание моральных и волевых качеств. 1.3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» в 5-9 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания. Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол», авт. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, Москва, Просвещение, 2013 г. Актуальность. Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Формы проведения занятий и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке. Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне техникотактической и физической подготовленности занимающихся. Форма промежуточной аттестации – соревнования. 1.4. Описание места курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в каждом из 5-9 классов, всего 34 часа в год. 2. Содержание курса 5 класс. Общая физическая подготовка Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, поворотом на 90°, 180º, с места , бег до 8 минут. Прыжки с со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Баскетбол 1. Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания. 2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; «Брось – поймай», «Выстрел в игровые упражнения небо» с малыми и большими мячами. Волейбол 1. Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?» Футбол 1. Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания. 2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота» 6 класс. Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Баскетбол 1. Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки. Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки. Волейбол 1. Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья. 2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища. Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок». Футбол 1. Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Пред матчевая разминка. Что запрещено при игре в футбол. 2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд». 7 класс. Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Волейбол 1. Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди рукой с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения. Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения. Волейбол 1. Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта». Футбол 1. Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой. 2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой». 8 класс. Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 60 - 100 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, длительный бег 10- 12 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через препятствия высотой 60 см. Баскетбол 1. Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем дыхания и кровообращения. 2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. Волейбол 1. Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с собственным подбрасыванием после небольших «Не давай мяча перемещений. Нижняя прямая подача. на месте Подвижные игры: водящему», «Пионербол». Футбол 1. Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число игроков, обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ. 2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в футбол по упрощённым правилам (мини-футбол). 9 класс. Общая физическая подготовка Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырки, полет – кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные игры и упражнения. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Баскетбол 1. Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем дыхания и кровообращения. 2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. Волейбол 1. Основы знаний. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 2. Специальная подготовка. Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя, нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка. Командные тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры. Футбол 1. Основы знаний. Правила игры в футбол. Роль команды и значение взаимопонимания для игры. Роль капитана команды, его права и обязанности. Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков с полей. Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной работоспособности футболистов. Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их организация и проведение. 2. Специальная подготовка Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с последующим быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на животе сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками. Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10 – 30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до 180*). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками. Бег с быстрым изменением способа передвижения. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударам по воротам. Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); те же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры. Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и поворотный бег с мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, двое против двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течении 3 – 10 мин. Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с поворотным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега переступая и на одной ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком, переступанием. 3. Планируемые результаты освоения курса: В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: - формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; - формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты. Коммуникативные: - способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; - умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; - способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; - умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; - формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Регулятивные: -соотнесение известного и неизвестного; -планирование; -оценка; - способность к волевому усилию; Познавательные: 1.Формулирование цели 2. Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6. Анализ и синтез 7. Сравнение 8. Классификации 9. Действия постановки и решения проблемы Предметные результаты (на конец освоения курса) В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать: - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - правила оказания первой помощи; - способы сохранения и укрепление здоровья; - свои права и права других людей; - влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; - выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - заботиться о своем здоровье; - применять коммуникативные и презентационные навыки; - оказывать первую медицинскую помощь при травмах; - находить выход из стрессовых ситуаций; - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; - адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; - отвечать за свои поступки; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания: - значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; - правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; - названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники; - наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; - упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); - контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; - основное содержание правил соревнований по спортивным играм; - жесты судьи спортивных игр; - игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут научиться: - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми; - выполнять технические приёмы и тактические действия; - контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми; - играть в спортивные игры с соблюдением основных правил; - демонстрировать жесты судьи спортивных игр; - проводить судейство спортивных игр. Воспитательные результаты. - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно- оздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. Приложение 1 Тематическое планирование 5 класс (34 часа) № Тема Основное содержание занятия Кол-во часов Баскетбол 12 Технические действия: 1 2 Стойки и перемещения Стойки игрока. Перемещение в стойке баскетболиста приставными шагами боком, лицом и Остановки: спиной вперед. Остановка двумя руками и 2 прыжком. Повороты без мяча и с мячом. «Прыжком» Комбинация из основных элементов 1 техники передвижений (перемещение в «В два шага» стойке, остановка, поворот, 1 ускорение). 3 Передачи мяча Ловля и передача мяча двумя руками от 1 груди и одной рукой от плеча на месте и в 4 Ловля мяча движении без сопротивления защитника (в 1 парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой , средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и 5 Ведение мяча скорости. Ведение без сопротивления 1 защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в Броски в кольцо движении (после ведения, после ловли) без 1 сопротивления защитника. Максимальное 6 расстояние до корзины 3,60 метра. Подвижные игры на базе баскетбола 7 Подвижные игры («школа мяча», «гонка мяча», 4 «охотники и утки» и т.п.). Волейбол 12 Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть 1 Перемещения и т.п.). Комбинация из основных элементов техники 2 передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. 2 Передача Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. Игра по упрощенным 3 правилам миниволейбола, игра по правилам в пионербол, игровые задания. 4 5 Нижняя прямая подача с Нижняя прямая подача мяча с 2 середины площадки расстояния 3-6 м от сетки Прием мяча Прием мяча снизу двумя руками над собой 2 и на сетку. Прием подачи. 6 Подвижные игры и эстафеты Подвижные игры, эстафеты. 3 Приложение №4. Футбол 10 Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных 1 Стоики и перемещения 1 положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Удар 2 внутренней стороной стопы по неподвижному мячу Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и с места, с одного-двух шагов средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. 1 Удар внутренней стороной 3 Вбрасывание из-за «боковой» линии. стопы по мячу, 1 катящемуся навстречу Передачи мяча Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах Комбинации из освоенных 4 3 элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. Подвижные игры: «Точная передача», 5 Подвижные игры 3 «Попади в ворота». Приложение №4. Итого 34 Тематическое планирование 6 класс (34 часа) № Тема Кол-во часов Баскетбол 12 Технические действия 1 Стойки и перемещения Стойки игрока. Перемещение в стойке 1 приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. 2 Остановки баскетболиста Комбинация из основных элементов 1 техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). 3 Передачи мяча Ловля и передача мяча двумя руками от 1 груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника 4 Ловля мяча 1 (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой , средней и высокой стойке на месте, в движении по 5 Ведение мяча прямой, с изменением направления движения и скорости. 1 Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски в кольцо Броски одной и двумя руками с места и в 1 движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. 6 Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. Тактические действие Игра в защите Выравнивание и выбивание мяча. 1 Комбинация из освоенных элементов 7 техники перемещений и владения мячом. Игра в нападении Тактика свободного нападения. 1 Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие 8 двух игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Тестирование Тестирование уровня развития 1 двигательных способностей, уровня 9 сформированности технических умений и навыков. Игра. Участие в соревнованиях Игра по упрощенным правилам мини- 3 баскетбола. Игры и игровые задания 10 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Привлечение к участию в соревнованиях. Волейбол Закрепление техники передачи 12 Передачи мяча двумя руками на месте и после перемещения. Передачи двумя 1 3 руками в парах, тройках. Передачи мяча над собой, через сетку. 2 Индивидуальные Индивидуальные тактические действия в защите. действия в защите. тактические 2 3 Верхняя прямая подача Верхняя прямая расстояния 3-6 подача (с 2 метров от сетки, через сетку). 4 Закрепление техники приема Прием мяча. Прием подачи. 2 мяча с подачи 5 Подвижные игры и Подвижные игры, эстафеты с мячом. эстафеты. Двусторонняя Перемещение на площадке. Игры и учебная игра игровые задания. Учебная 3 игра. Приложение №4. Футбол 10 Остановка катящегося мяча. Остановка катящегося мяча внутренней 1 стороной стопы и 2 подошвой. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с 2 3 остановками по сигналу, между 3 Ведение мяча. стойками, с обводкой стоек. Игра в футбол по Игра по упрощенным правилам на упрощённым правилам площадках разных размеров. Игры и (мини-футбол) игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Игра в 3 мини-футбол. Подвижные 4 Подвижные игры «Метко игры: «Гонка в мячей», цель», «Футбольный 2 бильярд» Приложение №4. Итого 34 Тематическое планирование 7 класс ( 34 часа) № Тема Кол-во часов Баскетбол 12 Технические действия 1 Стойки и перемещения Стойки игрока. Перемещение в стойке 1 приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и Остановки баскетболиста 2 прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов 1 техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). 3 Передачи мяча Ловля и передача мяча двумя руками от 1 груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления 4 Ловля мяча защитника, с пассивным 1 сопротивлением защитника. Ведение мяча Ведение мяча в низкой, средней и высокой 1 стойке на месте, в движении по прямой, с 5 изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места, в движении (после ведения, после ловли) и в 6 Броски в кольцо прыжке с противодействием. 1 Максимальное расстояние до корзины 4,80 метра. Тактические действия Выравнивание и выбивание мяча. 7 Игра в защите Перехват мяча. Комбинация из освоенных 1 элементов техники перемещений и владения мячом. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) с изменения позиций игроков. Нападение быстрым 8 Игра в нападении прорывом(2:1). Взаимодействие двух 1 игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Тестирование 9 Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и 1 навыков. 10 Участие в соревнованиях Игра по правилам баскетбола. 3 Участие в школьных соревнованиях. Волейбол 12 Прямой нападающий удар после 1 Индивидуальные подбрасывания мяча партнером. тактические действия в Индивидуальные действия игроков в нападении. зависимости от позиции игрока на 1 площадке. Индивидуальные действия игроков в Индивидуальные 2 зависимости от позиции игрока на тактические действия в защите. площадке. Прием мяча, отраженного сеткой. Одиночное блокирование и 1 страховка. Передача мяча в двойках, тройках, через 3 Закрепление техники передачи сетку, в заданную часть площадки. 3 Комбинации из освоенных элементов. 4 5 Верхняя прямая подача Верхняя прямая подача Закрепление техники приема Приема мяча с подачи. Комбинации мяча с подачи из освоенных элементов: 1 прием, 3 передача, блокирование. Подвижные игры и эстафеты. Приложение 6 Подвижные игры и эстафеты. №4. Игры и игровые задания по Двусторонняя учебная игра упрощенным правилам. Взаимодействие игроков на 3 площадке. Игра по правилам. Футбол 10 Удар по мячу Удары по воротам указанными способами 2 на точность (меткость) попадания мячом в цель. Удар ногой с разбега по неподвижному и 1 катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) мишень в вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника, с 2 3 Ведение мяча между пассивным и активным сопротивлением предметами и с обводкой защитника. ведущей и не ведущей ногой. предметов Ложные движения. 3 Игра по упрощенным правилам. Игра по упрощенным правилам на 2 площадках разных размеров. Игра по правилам. Подвижные 4 Подвижные игры. игры: садись», «Передай «Передал мяч – головой». 3 Эстафеты. Приложение №4. Итого 34 Тематическое планирование 8 класс ( 34 часа) № Тема Кол-во часов Баскетбол 12 Технические действия: Стойки и перемещения Стойки игрока. Перемещение в стойке 1 приставными шагами боком, лицом и 1 спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. 2 Комбинация из основных Остановки баскетболиста техники передвижений элементов (перемещение 1 в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от 3 4 Передачи мяча груди и одной рукой от плеча на месте и в 1 Ловля мяча движении без сопротивления защитника, 1 с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с 5 Ведение мяча пассивным сопротивлением защитника 1 ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места, в движении (после ведения, после ловли) и в 6 Броски в кольцо прыжке с противодействием. 1 Максимальное расстояние до корзины 4,80 метра. Тактические действия: Выравнивание и выбивание мяча. Игра в защите Перехват мяча. Комбинация из освоенных 1 элементов 7 техники перемещений и владения мячом. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение в игровых 8 Игра в нападении взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну 1 корзину. Нападение быстрым прорывом(3:2). Взаимодействие двух игроков в нападение и защите через «заслон». 9 Диагностирование и Тестирование уровня развития тестирование двигательных способностей, уровня сформированности 1 технических умений и навыков. 10 Участие в соревнованиях Игра по правилам мини- баскетбола. 3 Участие в соревнованиях. Волейбол 12 Передача мяча у сетке и в прыжке через 1 Совершенствование техники сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной верхней, нижней к цели. Игры и игровые задания с ограниченным числом 2 передачи игроков (2:2, 3:2 3:3) Прямой нападающий удар Прямой 2 нападающий удар после 2 подбрасывания мяча партнером. 3 4 Совершенствование Верхняя прямая подача в заданную зону верхней прямой подачи площадки. Совершенствование приема Приема мяча с подачи. Комбинации из мяча с подачи и в защите освоенных элементов: прием, передача, 2 2 блокирование. Игры и игровые задания по упрощенным правилам, с ограничением пространства и Двусторонняя учебная игра с ограниченным количеством игроков. Взаимодействие игроков на площадке в 5 2 нападении и защите. Игра по правилам. Прием мяча, отраженного сеткой. 6 Одиночное блокирование Одиночное блокирование и страховка. 1 Действия и размещение игроков в защите. 7 Страховка при блокировании «Доигрывание» мяча. 1 Футбол 10 Удары по неподвижному и катящемуся мячу. Остановка катящегося, летящего мяча. Удар головой (по летящему мячу). Удар по летящему мячу внутренней Удар по мячу стороной стопы и средней частью подъёма. Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. Удары ногой с разбега по 1 неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) мишень внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень 2 Ведение 2 мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления 3 защитника, с пассивным и активным Ведение мяча между сопротивлением защитника. предметами и с обводкой ведущей предметов. Ложные движения. 2 Игра в футбол по Игра по упрощенным правилам на 4 упрощённым правилам площадках разных размеров. Игра по (мини-футбол) правилам. и не ведущей ногой. Правила организация и проведения 4 Участие в соревнованиях соревнований, участие в 2 соревнованиях различного уровня. Физическая подготовка в процессе занятий Итого 34 Тематическое планирование 9 класс (34 часа) № Тема Кол-во часов Баскетбол 12 Технические действия: Стойки игрока. Перемещение в стойке 1 Стойки и перемещения приставными шагами боком, лицом и 1 спиной вперед. Остановка двумя руками и Остановки баскетболиста прыжком. Повороты без мяча и с мячом. 1 Комбинация из основных элементов техники передвижений 2 (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча на месте и в движении 3 Передача и ловля мяча пассивным без сопротивления, и сопротивлением защитника. активным с 1 Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с 4 Ведение мяча изменением направления движения и 1 скорости. Ведение без сопротивления, с пассивным и активным защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после 5 Броски в кольцо в прыжке, ловли), без сопротивления защитника, 1 с противодействием. Тактические действия: Выравнивание и выбивание мяча. 7 Игра в защите Перехват мяча. Позиционное 1 нападение без изменения позиций игроков, личная с изменением защита позиций, в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Тактические действия в 8 Игра в нападении нападении. Взаимодействие двух игроков 1 «отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух, трех игроков внападение и защите через «заслон». Взаимодействие игроков (тройка и малая восьмерка). Тестирование уровня развития 9 Диагностирование и двигательных способностей, уровня тестирование сформированности 1 технических умений и навыков. 10 Двухсторонняя игра Игра по правилам баскетбола. 1 11 Судейство и организация Игра по правилам с привлечением 1 соревнований учащихся к судейству. Участие в соревнованиях Правила организация и проведения 12 соревнований, участие 2 в соревнованиях различного уровня. Волейбол 12 1 2 Верхняя передача двумя руками Передача мяча у сетке и в прыжке через 1 в прыжке сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной Передача двумя руками назад к цели. 1 Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Прямой 3 4 5 нападающий Прямой нападающий удар встречных передачах. Совершенствование Комбинации приема мяча с подачи и в элементов: защите блокирование. Одиночное блокирование и Одиночное страховка страховка удар при 1 из освоенных прием, передача, блокирование 2 и 1 Игры и игровые задания по упрощенным 6 Двусторонняя учебная игра правилам. Игра по правилам. 2 Взаимодействие игроков линии защиты и нападения. Взаимодействие игроков на площадке в 7 нападении и защите. Игры задания и игровые по усложненным правилам, с ограничением Командные тактические пространства и с ограниченным 2 действия в нападении и защите количеством игроков. 8 Судейская практика Игра по правилам с привлечением 1 учащихся к судейству. Жесты судьй. Соревнования Правила организация и проведения соревнований, 9 участие 1 в соревнованиях различного уровня. Футбол 10 Техника игры: Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в 1 цель. Комбинации из освоенных Удары по мячу, остановка мяча элементов техники перемещений и владения мячом. 1 Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости 2 Ведение мяча, ложные ведения без сопротивления защитника, с движения (финты) пассивным и активным сопротивлением защитника. ведущей и не ведущей ногой. 3 Отбор мяча, перехват мяча Ложные движения. 1 Перехват, выбивание мяча. 1 Удар (пас), прием мяча, остановка. 4 Вбрасывание мяча Вбрасывание мяча из-за боковой 1 линии с места и с шагом. 5 Техника игры вратаря Игра вратаря 1 Тактика игры: Комбинации из освоенных элементов 6 Тактические действия, тактика техники перемещений и владения мячом. вратаря Командные действия. 1 Взаимодействие защитников и вратаря. 7 Тактика игры в нападении и Нападения и защита в игровых заданиях с защите атакой и без атаки ворот. Игра по 1 правилам. 8 Судейская практика Игра по правилам с привлечением 1 учащихся к судейству. Правила организация и проведения 9 Соревнования соревнований, участие в соревнованиях 2 различного уровня. Итого 34