ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.
2.
3.
4.
5.
Учебный план разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ ;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 об утверждении СП 2.4.3648-20 «Cанитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022г. №1023.
В МОУ «Райваттальская СОШ» на уровне начального общего образования по АООП
(вариант 7.2) обучается два ребенка: 1 ученик 2 класса и 1 ученик 3 класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах
обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и втором
годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый"
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40
минут каждый).
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (вариант 7.2) составляют 5 лет.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся,
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
приобщение
их
к
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный
предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный
смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык"
начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое
на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части: Русский язык - 1 час; Литературное чтение - 1 час.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционноразвивающие курсы проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями:
–
–
Логопедические занятия – по 2 часа в неделю;
Ритмика - 1 час в неделю;
– Психокоррекционные занятия – по 2 часа в неделю.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в неделю.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Содержание внеурочной деятельности учебного плана.
С 1 сентября 2022 года в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 августа 2022 года №03-1240 в учебный план введен курс внеурочной
деятельности социально значимого проекта «Разговоры о важном».
Распределение часов внеурочной деятельности :
- «Разговоры о важном» – 1 час в неделю;
- «Орлята России» – 1 час в неделю;
Занятия внеурочной деятельности обучающихся организуются во вторую половину дня.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной
образовательной программы.