МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ МОУ" Райваттальская СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Заместитель директора по Директор УВР Протокол № 1 от 30.08.2024 _________ С.Ф. Корхонен _________К. Е.Виноградова года Приказ № 168-О от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (вариант 7.2) КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» 2024 год ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................... 3 Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» ................................................................................ 3 Цель и задачи курса ................................................................................ 3 Особенности построения курса ............................................................. 4 Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса............... 4 Место курса в учебном плане ................................................................ 6 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 7 1 КЛАСС ................................................................................................. 7 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС .......................................................... 9 2 КЛАСС ............................................................................................... 11 3 КЛАСС ............................................................................................... 14 4 КЛАСС ............................................................................................... 16 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ........... 18 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................ 20 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционноразвивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» Содержание курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Психологические особенности обучающихся с ЗПР, обусловленные первичным нарушением при задержке психического развития в виде органической или функциональной недостаточности ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции, мыслительных операций, слабости мотивационного компонента, эмоциональных трудностей, личностной незрелости, речевых нарушений и в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ЗПР. Цель и задачи курса Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи курса: • формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; • коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля; • гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося позитивного отношения к собственному «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; • освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения; • развитие способности к эмпатии, сопереживанию; 3 • формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе; • предупреждение школьной и социальной дезадаптации; • оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками; • становление сферы жизненной компетенции; • стимулирование интереса к себе и социальному окружению. Особенности построения курса Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули: 1. Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения. 2. Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций. 3. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими. 4. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации. 5. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов. Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями младшего школьника с ЗПР. Учитывая характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и способствует 4 эмоциональной стабильности участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные); работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка простых приемов и техник релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития младших школьников с ЗПР, позволяет оценивать результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающего курса. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся. Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде: • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (методика О.А. Ореховой); • определение школьной адаптации (анкета по Л.Л. Венгер и С.А. Бугрименко); • анкетирование педагогов, родителей; • Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан); • Определение эмоционального отношения к школе, методика «Школа зверей» (Панченко С.); • определение мотивации к школьному обучению (М.Р. Гинзбург); • методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р. Жиля); • Проективная методика «Я в школе» (методика Р.В. Овчаровой) • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности. Мониторинг уровня развития регулятивной сферы: • методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (адаптированный вариант для детей с ЗПР «Графический узор» Н.В. Бабкиной); • методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.; • Тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой; 5 • надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина); • анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности; • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности; • метод экспертных оценок. Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы: • анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших школьников; • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности; • метод экспертных оценок; • социометрия. Мониторинг уровня развития познавательной сферы: • «10 слов» А.Р. Лурия; • задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте; • «Последовательные картинки»; • предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах; • «Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант; • простые аналогии. Место курса в учебном плане В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году). 6 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе. Формирование внутренней позиции школьника. Формирование понимания школьных правил. Работа с правилами: дифференциация школьных правил «чего нельзя делать» и правил «что нужно делать». Развитие навыков самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной мотивации. Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Развитие понимания отличий между собой и другим. Формирование умения принимать особенности другого. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до завершения. Развитие умения работать в парах. Формирование навыков совместной деятельности. Формирование адекватного отношения к учебной неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке как к ресурсу (учимся на ошибках, ошибки-помощники). Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Знакомство с образцом и правилом, копирование образца. Умение следовать инструкции в простых игровых заданиях. Ориентировка в схеме тела (выше/ниже, сверху/снизу, над/под, лево/право). Ориентировка на листе бумаги (верх/низ, право/лево). Ориентировка в пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов (ближе/дальше, справа/слева относительно какого-либо ориентира). Подвижные игры на перемещение в клеточном поле по инструкции (один шаг вперед, три шага влево и т. д.). Ориентировка на пространстве листа бумаги: задание на перемещение в клеточном поле по инструкции. Ориентировка в пространстве помещения школы: построение маршрута передвижения. Конструирование по наглядно предъявляемому образцу. Развитие слухового внимания на материале игровых упражнений с использованием словесных команд. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиск ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу. Развитие пространственной ориентировки, навыков сосредоточения и устойчивости внимания на материале графических диктантов, прохождение лабиринтов по заданному маршруту. Развитие способности анализировать простые закономерности: продолжи ряд, закончи узор. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти: упражнения на 7 запоминание 5 – 6 объектов без учета расположения. Развитие слуховой памяти, повторение последовательности неречевых заданных звуков (барабан, колокольчик и т. п.). Развитие зрительно-моторной и слухо-двигательной памяти. Развитие мышления: функции сравнения, анализа и синтеза на наглядном материале (найди отличия, сделай одинаковым); функция классификации (разделение объектов на группы по цвету, форме, размеру). Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Знакомство с понятием дружба; отработка умения присоединяться к группе одноклассников с использованием игр, стимулирующих взаимодействие со сверстниками. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Способы знакомства; научить детей правильно представлять себя в процессе знакомства; отработка следующих навыков: «Умение знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение закончить разговор», «Умение присоединиться к группе», «Умение реагировать на неудачу», «Умение принять отказ». Какое поведение помогает дружбе, какое разрушает дружбу. Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих навыков: «Умение справляться с давлением группы», «Умение отвечать на провокации», «Умение справляться со своими эмоциями». Способы попросить прощения; отработка следующих навыков: «Умение извиняться», «Умение понимать чувства другого». Умение помогать другому и принимать помощь самому; способы просить других о помощи и благодарить за помощь; отработка следующих навыков: «Умение предложить помощь другу», «Умение просить о помощи». Совместная работа и ее польза, распределение обязанностей при выполнении общей работы. Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта общения со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению о совместных действиях. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности их проявления, средства и невербального выражения эмоций, способы адекватного выражения эмоций. Развитие умения идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого. Ознакомление с неречевыми средствами выражения эмоций. Ознакомление с понятием «жесты». Развитие умения анализировать значение эмоциональноэкспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка навыков оказания эмоциональной поддержки. Развитие умения идентификации и дифференциации эмоций незнакомых людей. Развитие умения выявлять 8 основные признаки эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях. Развитие умения анализировать причины возникновения разных эмоций. Развитие умения анализировать характерные проявления разных эмоций. Развитие способности к саморегуляции эмоциональных проявлений. Формирование способности к изменению стратегии собственного поведения с ориентацией на эмоциональное состояние ближнего. Расширение репертуара способов социально приемлемого выражения эмоциональных реакций. Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные отношения с окружающими. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Формирование произвольности двигательной регуляции. Оптимизация тонуса мышц. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Формирование двигательной памяти. Развитие навыков удержания программы. Развитие двигательного контроля. Снижение импульсивности. Развитие межполушарного взаимодействия. Формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Развитие умения произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие умения различать и сравнивать мышечные ощущения. Развитие общей координации. Развитие навыков контроля равновесия собственного тела. Развитие целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие навыков самоконтроля действий и поведения. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнять. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при помощи графических символов. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания: графический диктант (двухцветный вариант) по нарисованному образцу. Поиск ходов лабиринтов с опорой на план. Пространственная ориентировка на листе бумаги: работа со схемами планов помещений, пространственными терминами между, над/под, из-за/из-под, слева/справа, ближе/дальше, выше/ниже. Поиск объекта по плану. Развитие конструктивной деятельности. Конструирование узоров из кубиков «Сложи узор» (4 кубика). Развитие визуальной и аудиально памяти (5–6 объектов) с учетом расположения, игра «Снежный ком». Развитие зрительно-моторной координации. Копирование по точкам, задание на продолжение узора. Упражнения на конструирование («Сложи узор» из 4 кубиков). Развитие функции анализа зрительного объекта, 9 выделение деталей, синтезирование объекта. Развитие функции анализирующего наблюдения (анализ сюжетов со скрытым смыслом). Развитие аналитико-синтетической деятельности: задания на установление закономерности в ряду объектов. Упражнения «Продолжи ряд», «Девятая клеточка». Развитие конструктивной деятельности (на материале игры «Танграм» и подобных ей), вербальный анализ пространственного расположения деталей объекта. Развитие слухо-моторной координации (графические диктанты). Пространственная ориентировка: поиск ходов лабиринтов с опорой на план. Простейшие обобщения: продолжи числовой ряд, продолжи закономерность, дорисуй девятое. Простейшие обобщения: выделение лишнего объекта из ряда (4-ый лишний). Развитие мышления (функция сравнения). Сопоставление признаков наглядно предъявляемых объектов. Выделение признаков сходства и различия объектов. Развитие мышления (функция классификации). Группировка объектов по самостоятельно найденному основанию. Умение словесно обозначать группу объектов. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие самосознания детей, их самовосприятия и чувства уверенности. Развитие навыков самопрезентации. Формирование основ рефлексивной позиции. Средства «невербального общения»: мимика, жесты, поза, интонация. Представление о том, как устроено общение, научить определять на примере жизненных ситуаций и диалогов начало общения (вступление в контакт), собственно общение и завершение общения (выход из контакта). Способы начать общение, правила знакомства, дифференциация слов, используемых при приветствии и обращении к взрослому человеку и сверстнику. Способы закончить общение, дифференциация слов, используемых при прощании со взрослым человеком и сверстником. Условия успешного общения: внимание к партнеру по общению (настроение, физическое состояние, готовность к общению), уважение к мнению собеседника, дистанция для комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств невербального общения во время общения и их использование. Развитие у детей навыков общения в ситуации с просьбой: установление контакта, четкое изложение просьбы, интонация, использование вежливых слов и жестов. Право на отказ в ситуации просьбы, принятие ситуации отказа. Развитие навыков общения в ситуации вежливого отказа. Развитие у детей навыков общения в ситуациях, когда необходимо извиниться. Определение правил совместной работы, применение правил совместной работы на практике. Выделение причин, помогающих и мешающих работать вместе слаженно. Обучение детей способности прислушиваться к словам собеседника, определять главный смысл услышанного. 10 Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Формирование представления о внутреннем мире человека, его переживаниях, настроении, эмоциях; развитие умения распознавать настроение по внешним признакам; связь переживаний человека с определенными обстоятельствами. Развитие представлений о важности вежливой речи для общения; побуждение к осмыслению нравственной стороны речевого обращения к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать обидеть или человека; развитие умения и желания вежливо и приветливо общаться со сверстниками и взрослыми. Расширение знаний о способах улучшить настроение; закрепление позитивного отношения к своему «Я»; развитие чувства эмпатии. Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях, приемах, позволяющих успокоиться, ввести понятие «тайм-аут». Тренировка умения останавливаться, регулировать свое негативное поведение (брать тайм-аут). Обучение детей вербально выражать свои чувства, говорить о них в корректной форме, не задев чувства партнера по общению. Обучение детей вербально выражать свои желания, говорить о них в корректной форме, используя подходящие мимику, жесты, интонацию. Чувства, препятствующие общению: приемлемое проявление негативных эмоций (гнева); способы саморегуляции своего эмоционального состояния. Выделение положительных качеств и сильных сторон партнера по общению. Способы приемлемого поведения адекватно ситуации общения со взрослым и со сверстниками. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения сознательно подчинять свои действия правилу. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнения. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля двигательной активности. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при помощи графических символов. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения осуществлять промежуточный контроль в процессе выполнения задания. Развитие умения оценить правильность выполнения задания по результату деятельности. 2 КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций 11 Развитие дифференцированности зрительного восприятия: выделение фигур из сложного чертежа, распознавание наложенных фигур. Повышение объема внимания, развитие переключение внимания на материале упражнений: графический диктант (двухцветный вариант) с аудиальной инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план. Развитие графомоторных функций и пространственной ориентировке: задания по типу зеркального рисования, рисование двумя руками одновременно, копирование сложных изображений по клеточкам. Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление единицы к числам в начале и в конце ряда. Например, два – одиннадцать, три – двенадцать). Развитие визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7–10 предметов с учетом расположения). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными способами), распределение названий основных цветов, написанных шрифтом другого цвета (Например, «зеленый» написан желтым цветом). Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 9 кубиков, «Танграм» и подобные задания. Развитие мышления (функция сравнения): сопоставление признаков понятий. Образное сравнение понимание метафор. Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по двум заданным основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным основаниям); функция обобщения (выделение лишнего объекта из ряда (4-ый и 5-ый лишний)). Умение подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение причинно-следственных зависимостей в серии сюжетных картинок. Формирование умения устанавливать причинноследственные связи (задания по типу простые аналогии). Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. Формирование умения действовать согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и «контакт». Качества, необходимые для эффективного взаимодействия. Формирование представлений об индивидуальных различиях коммуникативных способностей у разных людей. Развитие навыков невербального взаимодействия. Формирование осознания различия в отношении к «своим» и «чужим». Формирование толерантного отношения к окружающим людям. Способствование получению опыта сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения. 12 Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Понятие «качества людей». Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания собственных положительных качеств. Расширение словаря положительных личностных качеств в характеристике человека. Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в решении сложных социальных коммуникативных ситуаций в жизни человека. Личностные качества «сердечность», «доброжелательность». Представление о связях между различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные качества и качества другого. Формирование представлений о роли доброжелательности в разрешении конфликтных ситуаций. Формирование представления о развитии своих положительных качеств. Развитие представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях общения. Образ доброжелательного человека. Формирование представления о роли доброжелательности при взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения идентифицировать свои личностные качества и оценивать степень их выраженности. Развитие умения свободно говорить о своих качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Развитие навыков составления программы: составление программы действий на учебном материале. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Отработка следования программе на цифровом материале, закрепление натурального ряда чисел, а также четного и нечетного рядов, упражнение зрительно-моторной координации. Тренировка следования заданной программе, тренировка зрительного внимания. Расширение программы работы с цифровым рядом. Пошаговое выполнение новой программы. Перенос навыков действия в соответствии с программой. Отработка программы с обратным рядом чисел и его контроля. 13 3 КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие целостности и константности зрительного восприятия: узнавание объекта по его части, дорисовывание объекта до целого, распознавание конфликтных изображений (задания по типу химер). Развитие слухо-моторной координации: графические диктанты по клеточкам (изображение целостных объектов, например, заяц). Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление и вычитание заданного числа к числам в начале и в конце ряда). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки с использованием букв и цифр, корректурная проба (выделение трех знаков разными способами). Развитие мышления: функции анализа и синтеза (на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков); функции сравнения и абстрагирования (упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой). Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 16 кубиков. Развитие пространственной ориентировки: перекодирование плоскостных изображений в объемные. Развитие межанализаторных связей: воспроизведение ритма по зрительному образу (тире/ точка), упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой информации в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом пиктограммы. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Формирование осознания важности развития коммуникативных навыков. Развитие рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие экспрессивных способ¬ностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать», развитие умения слушать. Содействие получению опыта общения в роли говорящих и слушающих. Понятие «активное слушание», его значимость в общении, развитие умения активного слушания. Умение формулировать вопросы для пра-вильного понимания собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе общения с собеседником, умение выражать поддержку и понимание 14 говорящему. Умение общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Навыки эффективного речевого взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать, роль использования аргументов в споре. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и своих особенностях. Развитие представлений о временной линии жизни: представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Роль ощущений в познании окружающего мира. Дифференциация и идентификация различных видов ощущений, уникальность собственного восприятия окружающего мира. Формирование осознания индивидуальных различий между людьми. Ознакомление с психологическими особенностями различных типов темперамента. Формирование осознания уникальности и неповторимости каждого человека. Развитие экспрессивных возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт характера. Развитие умения описывать черты характера других людей. Формирование осознания особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Развитие и поддержание позитивного самоотношения при обогащении представлений о себе. Формирование представлений о положительных и отрицательных чертах своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности к рефлексии. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне. Отработка следования заданной программе, тренировка зрительно-моторных координаций. Отработка совместных действий по внешне представленной программе, тренировка зрительно-моторной координации. Отработка интериоризации программы ориентирования в прямом ряду в таблице со случайным расположением чисел. Постепенная интериоризация программы следования по маршруту, тренировка зрительно-моторных координаций и произвольного внимания на цифровом материале. Тренировка работы по программе, упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка произвольного внимания, избирательности, переключения, контроля. Тренировка в составлении программы, работа по программе с учетом двух признаков (номер по порядку и цвет). Отработка действия по программе в усложненных ситуациях, упражнения на ориентацию в пространстве. Отработка навыка абстрагирования количества, закрепление соответствия числа и цифры, закрепление представления о числовом ряде, тренировка 15 произвольного внимания. Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного действия по программе, заданной образцом. Отработка переключаемости и возможности длительного удержания внимания. Работа со зрительно-пространственными конфигурациями графических объектов на материале заданий по типу «сложная фигура». Тренировка способности следования программе на сложном материале, целостности зрительно-пространственного восприятия. Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе на превдоучебном цифро-буквенном материале. Контроль за умением действовать по наглядной программе. 4 КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Умение перекодировать текстовую информацию в формат таблицы. Логический анализ текстовой информации. Умение работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных, умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму. Умение заполнять таблицы. Формирование логического действия анализа и синтеза: выделение существенных признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта по заданным признакам. Формирование логического действия классификации: группировка объектов, называние групп объектов, определения признака для группировки. Формирование логического действия сравнения: сравнение понятий по существенным признакам. Формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков. Формирование логического действия обобщения: умение делать выводы на основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста, пословиц и поговорок. Формирование логического действия обобщения: упражнения на поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать информацию и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте в общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Ознакомление с алгоритмом безопасного и эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение 16 учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для комфортного общения, внимательного отношения к другому человеку. Развитие навыков взаимодействия в команде. Актуализация правил комфортного общения. Развитие навыков сотрудничества. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Формирование позитивного самоотношения. Формирование осознания обучающимися происходящих в них перемен (окончание начальной школы и переход в пятый класс). Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии с другими. Понятие «способности», исследование своих способностей и возможностей. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков анализа своих стремлений и возможностей, их сопоставления. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие представлений о своих интересах, ценностях, способностях. Формирование способности идентифицировать индивидуальные особенности другого: развитие навыков анализа качеств другого человека по невербальным и вербальным признакам, поступкам. Развитие навыков самоанализа и умения рассказывать о себе. Формирование умения идентификации собственных внутренних и внешних изменений. Формирование позитивного образа будущего, актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Тренировка длительности удержания внимания. Задания на работу с обратным рядом чисел, отработка переключения с программы на программу. Интериоризация программы работы обратного ряда чисел, самостоятельное построение программы. Интериоризация программ работы с прямым и обратным рядами чисел. Закрепление работы с обратным рядом по усвоенной программе. Тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций. Перенос принципа параллельного поиска на цифро-буквенном материале. Тренировка удержания программы, дифференциации близких программ. Закрепление работы по программе с параллельными рядами чисел. Тренировка переключения зрительного внимания. Отработка в речевом плане программы действий с параллельными рядами. Проверка возможности построения программы с параллельными рядами чисел по аналогии с предыдущими. Закрепление действия по программе «параллельные ряды», выбор и проговаривание программы. Перенос программы, действие по усвоенной программе «параллельные ряды». Тренировка навыка анализа новой программы, тренировка контроля своих действий в наглядной программе. 17 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения: позитивное отношение к посещению школы; соблюдение школьной дисциплины; ориентировка в пространстве класса и школьном здании; социально-нормативное обращение к педагогу; социально-нормативное поведение в общественных местах школы; формирование школьной мотивации. В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения: формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий; формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился); формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым); формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя); формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители; способность правильно воспроизводить несложный графический образец; способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности; способность давать словесный отчет о проделанной работе; формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность. В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций: совершенствование мотивационно-целевой основы учебнопознавательной деятельности; улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции; способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства, 18 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами, возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого; способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта; способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей; возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; возможность опредмечивания графических знаков; способность к вербализации своих действий; способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью; способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане. В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков: уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций; улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности; способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости; отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию. В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими: способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников; уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций; снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии; формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения; овладение формулами речевого этикета; снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам; повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка. 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк. В разделе тематического планирования рабочей программы педагогапсихолога должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов). 20